Потребительское общество - что такое?

Что такое «Потребительское общество»?
Все слышали о кооперативном движении в мире и в России, всем знакомы такие понятия как: кооперация, потребительский кооператив, сельскохозяйственный, жилищно-строительный, гаражный и многие другие кооперативы.

Однако мало кому известно, что в России совсем недавно, а именно лишь в 2000 году появилась совершенно новая форма юридического лица, которая называется «Потребительское общество». Этот термин существовал и ранее, но лишь законодательством 2000 года этому виду кооператива предоставлен не только самостоятельный, но и особый статус. Потребительское общество – это некоммерческая организация, что само по себе удобно и выгодно, но, самое главное заключается в том, что ему предоставлены права, которых нет ни в одном другом виде некоммерческих организаций.

Все некоммерческие организации, включая Потребительское общество, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, но они не имеют право распределять между собой доходы, потому, что их цель не прибыль, а то, ради чего они созданы. Куда они должны направлять свои доходы? Ясно куда: на благотворительность, на науку, на культуру, на храмы и т.д.

Но самое главное качество именно потребительского общества, в отличие и от всех некоммерческих организаций и от всех потребительских кооперативов, которые также являются некоммерческими организациями, заключается в следующем:
«Потребительское общество имеет право делить и распределять между пайщиками полученные доходы».

Почему же потребительскому обществу предоставляются права коммерческой организации? Получается, что потребительское общество по законодательству РФ является некоммерческой организацией, но в тоже время оно имеет права коммерческой организации, т.е. потребительское общество имеет двойной статус.

Потребительское общество – это некоммерческая организация, следовательно, она может заниматься предпринимательской деятельностью, но главная цель этой деятельности не извлечение прибыли. А какая же цель? Целью является то, ради чего она создана. Потребительское общество, как мы знаем из формулировок законов о потребительском обществе, создано «…для удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков». А как же иначе можно удовлетворить их материальные потребности, если не распределять между пайщиками полученные обществом доходы?

Теперь все встает на свои места. Потребительское общество – это некоммерческая организация, в которой получение дохода имеет целью удовлетворение материальных потребностей пайщиков.

Но чтобы эту цель выполнить, необходима предпринимательская деятельность и, самое главное, необходимо право распределять полученные доходы.

В Федеральном Законе от 11 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» установлено, что настоящий закон гарантирует потребительским обществам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества, государственную поддержку.

Миссия кооперации - сделать нравственными людей и экономические отношения между ними.

Ценности кооперации:

- честность

- открытость

- справедливость и солидарность

- социальная ответственность

- забота о других